ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ.
1 |
Развитие информационного пространства школы как фактор создания дополнительных условий для обеспечения успешности интеллектуального развития учащихся.
Методические аспекты проведения уроков с применением ИКТ.
Ушакова И. В., зам. директора по УВР МОУ «Новоалександровская СОШ» |
2 |
Информационно - образовательная среда МОУ «Дмитриевская ООШ». Опыт создания и перспективы развития.
Горбунова Л. А., зам. директора по УВР МОУ «Дмитриевская ООШ» |
Работа во временных творческих коллективах (ВТК) |
3 |
ВТК «ИКТ в образовательном процессе. Из опыта работы учителей кустовых школ» |
ВТК «Изучение и анализ проектных материалов по апробации ФГОС» - учителя начальных классов |
«Информационные технологии в начальной школе» - Архирейская Л. Ю., учитель начальных классов МОУ «Новоалександровская СОШ» |
Информационные технологии в начальной школе» - Архирейская Л. Ю., учитель начальных классов МОУ «Новоалександровская СОШ» |
«Использование ИКТ в проектной деятельности на уроках немецкого языка» - Асташова Л. А., учитель немецкого языка МОУ «Дмитриевская ООШ» |
Концепция государственного стандарта общего образования.
Инструктивно – методические материалы «Планируемые результаты освоения основных образовательных программ начального образования по отдельным учебным предметам»
Носова Л. Н., учитель нач. классов МОУ «Новоалександровская СОШ» |
«Применение информационных технологий на уроках биологии» - Никульшина Т. В., учитель биологии МОУ «Красногвардейская СОШ» |
Модель основной образовательной программы начального общего образования. Базисный образовательный план начальной ступени образования.
Голубева Л. П.., учитель нач. классов МОУ «Красногвардейская СОШ» |
«Применение ИКТ на уроках математики» - Мелихова Н. В., учитель математики МОУ «Новоалександровская СОШ» |
Примерная (базисная) программа по математике.
Примерная (базисная) программа по русскому языку.
Примерная (базисная) программа по литературному чтению.
Солонцова З. А., учитель начальных классов МОУ «Каменносарминская СОШ» |
«Информационные технологии на уроках географии» - Объедков В. Н., учитель МОУ «Перевозинская ООШ» |
Примерная (базисная) программа по окружающему миру.
Примерная (базисная) программа по технологии. – Гавриленко Н. Г, учитель начальных классов МОУ «Дмитриевская ООШ» |
«ИКТ в процессе обучения русскому языку и литературы» - Горбачева Т. Н., учитель русского языка и литературы «Новоалександровская СОШ» |
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.
Ильина Л. И. – МОУ «Перевозинская ООШ» |
«Использование ИКТ на уроках технологии» - Дивеева С. А., учитель технологии МОУ «Красногвардейская СОШ» |
|
«Информационные технологии на уроках математики» - Никулина В. А., учитель математики МОУ «Дмитриевская ООШ» |
|
4 |
Подведение итогов работы. |
|
Развитие информационного пространства школы как фактор создания до-полнительных условий для обеспечения успешности интеллектуального разви-тия учащихся.
Качественное обучение школьников невозможно без использования современ-ных образовательных технологий, в том числе и информационных, поскольку пер-спективные методы обучения направлены на процесс интеллектуального, творче-ского и нравственного развития обучающихся, а их внедрение изменяет среду обу-чения, делая ее более гибкой, привлекательной и интересной. Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень организацию учебно - воспитального процесса в школе. Постепенно при-шло понимание следующих фактов: - компьютер – это дидактическое средство с весьма широкими возможностями, а также средство повышения эффективного труда педагогов; - компьютер – универсальное средство применения информационных техноло-гий для обучения и воспитания детей; - ограничение применения компьютеров только преподаванием информатики – осознанный отказ от качественного более высокого уровня организации умственно-го труда детей; - информационные технологии позволяют овладевать коммуникативной куль-турой, поскольку для современного информационного общества важно научиться работать с мультимедиа документами, создавать компьютерные презентации, полу-чать и передавать информацию, создавать и публиковать в Интернете WEB – сайты с информацией о себе или о своей организации (фирме). Очевидно, что современный педагог должен быть компетентен в области ин-формационных технологий. Поэтому для каждого учителя – предметника сегодня уже недостаточно просто ликвидировать свою компьютерную безграмотность, нужно идти дальше, используя все возможности ПК для проведения своих предметных уроков, для интеграции с другими предметами. Мониторинг среди педагогов нашего куста показал следующие ре-зультаты, которые свидетельствуют о положительной мотивации учителей к ис-пользованию ИКТ в учебном процессе. В частности 61 % убеждены в необходимо-сти использования ИКТ (4 уровень); 22 % указали, что есть желание использовать ИКТ в учебном процессе преимущественно при подготовке печатного материала к учебным занятиям. Только 12 % отметили, что нет желания использовать ИКТ в учебном процессе, однако есть осознание отдаленных перспектив их внедрения (2 уровень), 5 % рес-пондентов выбрали параметр «не считаю нужным использовать ИКТ в учебном процессе» (1 уровень). В целом же, есть осознание того, что использование возможностей ПК в своей производственной деятельности – это не инновационная деятельность, это реаль-ность сегодняшнего дня. Применение современных информационно-коммуникационных тех-нологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции: • обучающая функция в рамках классно-урочной системы в различных социаль-ных и культурных условиях, а также в самостоятельной, индивидуальной и учебно-исследовательской деятельности; • функция, развивающая мотивацию, интересы, мышление, навыки учебно-познавательной деятельности; • организационная функция, обеспечивающая обратную связь учащихся с пре-подавателем, индивидуальную траекторию обучения и на уроке, и во внеуроч-ной деятельности по выбранной тематике и по затраченному времени; • контрольная и регулирующая функция (функция самоконтроля обучающихся и функция учительского контроля, мониторинг учебной деятельности за промежу-ток времени). Информационные технологии в деятельности педагогов используются в нескольких направлениях: использование готовых обучающих мультимедийных программ, создание презентаций к урокам, работа с ресурсами Интернет, работа и использование собственных программ. Все это позволяет смоделировать образовательное пространство школы. В ча-стности, модель «Информатизация учебно – воспитательного процесса» может иметь следующую структуру:
Отслеживая «Уровень владения ИКТ» среди педагогов нашего куста, можно сказать о средних результатах: Уровень Характеристика % 1 Не умею работать на компьютере. 6 2 Знаю, как включить. Могу войти в меню и отыскать нужный файл. Могу печатать текст, использовать дискеты. Использую компью-тер для создания документов. 16 3 Умею включать в документ таблицы, строить диаграммы и графи-ки. 42 4 Использую приложения: Excel, Paint и другие. Постоянно исполь-зую компьютер в своей работе. Могу запустить любую обучаю-щую программу. Могу найти нужную информацию в Интернет. 36
4 уровень владения ИКТ в большей степени показан учителями Ново-александровской школы – 80 %; Дмитириевской школы – 52 %; 3 уровень – учителями Красногвардейской школы – 80 %, Перевозинской шко-лы – 70 % Оценивая «Частотность использования ИКТ в деятельности учите-лей», можно сказать, что в школах нашего куста более поставлена работа по созда-нию и применению приложения Paint (создание презентаций) – 61 % (высокий и средний уровни), использованию мультимедийных курсов СD – ROM – 61 % (высо-кий и средний уровни). Невысокие результаты отмечаются в работе с ресурсами Интернет: 15 % - вы-сокий уровень, 44 % - средний уровень, соответственно 41 % - низкий уровень. При этом известно, что доступ к Интернет позволяет учителю получать возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, позволяющих обогатить уроки разнообразными идеями и интересными упражнениями. Мероприятия, проводимые с ИКТ, пока также не частотны: 14 % респондентов указали высокий уровень использования, 44 % - средний уровень и 42 % - низкий. К сожалению, неактивно ведется работа по применению метода проекта, кото-рый является составляющей частью информационных технологий. Так, 72 % от чис-ла педагогов школ указали низкий уровень применения данной технологии. № п/п Характеристика Высокий уровень, % Средний уровень, % Низкий уровень, % 1 Использование CD 18 43 39 2 Интернет 15 44 41 3 Мероприятия с ИКТ 14 44 42 4 Создание презентаций 27 34 39 5 Применение проектной методики 5 39 72
Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что и педагогам, и адми-нистрации школ необходимо проанализировать полученные данные и определить дальнейшие перспективы развития в сфере использования информационных техно-логий.
Методические аспекты проведения уроков с применением ИКТ. Урок, где используется компьютер (мультимедийный комплекс + проектор, ин-терактивная доска) называют компьютерным уроком или урок с применением ИКТ. Программные и технические средства, применяемые на уроке, вносят свою спе-цифику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения. Традиционные методы обучения Традиционные средства и их дидактические возмож-ности Совершенствование за счет при-менения программных и техни-ческих средств ИТ Словесные: рас-сказ, беседа, объяс-нение, инструктаж Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обу-чения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными на-учными знаниями. Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Воз-можность многократно повто-рить точно такое же содержа-ние. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информа-цию. Наглядные: демон-страция, макета, де-монстрация трудо-вого приема или операции, экранная демонстрация Натуральные объекты, мо-дели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофиль-мы. Статичная демонст-рация с экрана. Наблюде-ние за неподвижными объ-ектами. Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преоб-разование предметов в про-странстве и на плоскости; ви-зуализация процессов, невоз-можных для рассмотрения в ре-альных условиях Лучше усваива-ется учебная информация, так как привлекаются все органы чувств Практические: уп-ражнение, практиче-ские и лабораторные работы Учебные задания для прак-тической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ Виртуальное практическое дей-ствие, плоскостное и простран-ственное моделирование объек-тов, автоматизация отдельных операций. Происходит логиче-ская обработка практического материала, уменьшается количе-ство организационных момен-тов Методы контроля: устный и письмен-ный опрос, кон-трольная работа, са-моконтроль и само-оценка Тестовое или контрольное задание, вопросы и про-блемные ситуации Провер-ка хода и результатов ус-воения школьниками теоре-тического и практического учебного материала Машинный инструктаж и кон-троль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оператив-ная самооценка и коррекция ре-зультатов Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной про-верки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методиче-ских приемов в работе учителя. Дети с образным мышлением тяжело усваивают аб-страктные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультиме-дийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося це-лостную картины процессов и явлений, интерактивные модели дают возможность самостоятельно "конструировать" процессы, исправлять свои ошибки, самообучать-ся. Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, кон-троль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктив-ный, частично-поисковый и другие. Но направленность на оперативную обратную связь с пользователями, принципиальная избыточность информации и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной сре-де электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современ-ного учебного предмета как дидактического феномена, и его структуру, и дидакти-ческие функции. Таким образом, современный мультимедийный урок - это переход-ная форма от традиционного обучения к открытому образованию. Могут оставаться прежними формы проведения занятия: лекция, практическое занятие, групповое упражнение, семинар. Однако в корне меняются приемы и со-держание их проведения, которым присущи такие свойства как проблемность, на-глядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации. В связи с этим, можно предложить использование следующих разновидностей проведения занятий: проблемная лекция, лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов, семинар-диспут, семинар – компьютерный практикум, деловая игра с моделированием на компьютере нештат-ных ситуаций, самостоятельное программирование с использованием. На уроке можно использовать следующие методические приемы: 1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить даль-нейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс. 2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно: заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос. 3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой. 4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать ло-гические связи. 5. Электронные домашние задания. Например, составить текст к иллюстрации, картинке, мини-проект «Галерея писателей», выбрать полюбившиеся стихи, оз-вучить, подобрать картинное изображение. Можно предложить найти 3 – 5 сай-тов, где дается оценка какой-либо проблеме, личности, рецензия на текст, про-анализировать данный материал и дать оценку; сформировать галерею образов Ивана Грозного, сопоставить, сравнить, найти общее и различие. Учащиеся так-же могут готовить самостоятельно презентации, буклеты. Методические рекомендации:
1. Используя готовые программные продукты, накапливать самостоятельные ресурсы, дидактические материалы из Интернет. Следует формировать банк ресур-сов по предметам. 2. Уроки с применением ИКТ следует планировать в начале года, просмотрев имеющиеся ресурсы и отмечая в календарно-тематическом планировании. Это по-зволит составить график использования кабинетов, где есть компьютерная техника. Достаточно проведение мультимедийного урока одного раза в неделю. 3. Согласовывать проведение урока заранее, проверять исправность техники, компьютерных дисков. 4. Составляя план урока, продумывая содержательный аспект, следует опреде-лить хронометраж (продолжительность) каждого урока: прописать в плане поми-нутно каждый этап. 5. Уроки с ИКТ позволяют увеличивать объем работы, поэтому следует проду-мывать дополнительный материал. 6. Использовать ИКТ на отдельных этапах: работа с тестом, показ видеофраг-ментов (опыт, сюжет фильма), проверка ЗУН (тестирование, картинный диктант и прочее). 7. Учитывать психологические особенности детей: теряется активность, внима-ние учащихся на с 15 по 20 минуты, с 30 по 35. Здесь как раз и можно вставить де-монстрационный материал. 8. При проведении уроков с ИКТ соблюдать здоовьесберегающий принцип обу-чения: проводить физминутки, гимнастику для глаз. 9. Необходимо оценивать целесообразность, эффективность компьютерного урока по отношению к традиционному. Главное, оптимально и органично вводить новые технологические средства в традиционный урок, придавая ему зрелищность, эмоциональную окраску, не сломав при этом его годами выверенную логическую структуру.
Выводы:
Информационные технологии: • положительно влияют на качество знаний учащихся; • повышают качество образования за счет наглядности, усиление междисцип-линарных связей, программных средств, позволяющих моделировать, экспе-риментировать, исследовать; • отрабатываются новые формы взаимоотношений между учителями и учащи-мися; • преодолевается психологический барьер в отношении к компьютерной техни-ке и применению ее самым широким образом в практике работы; • внимание учителей сосредотачивается на формировании у учащихся творче-ской, активной учебной деятельности; • воспитывается информационная культура учащихся и педагогов.
Зам. директора по УВР Ушакова И. В
|