Главная » Статьи » Методическая работа » Январские педчтения

Развитие информационного пространства школы как фактор создания до-полнительных условий для обеспечения успешности интеллектуального развити

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ.

 

1

Развитие информационного пространства школы как фактор создания дополнительных условий для обеспечения успешности интеллектуального развития учащихся.

Методические аспекты проведения уроков с применением ИКТ.

Ушакова И. В., зам. директора по УВР МОУ «Новоалександровская СОШ»

2

Информационно - образовательная среда МОУ «Дмитриевская ООШ». Опыт создания и перспективы развития.

Горбунова Л. А., зам. директора по УВР МОУ «Дмитриевская ООШ»

Работа во временных творческих коллективах (ВТК)

3

ВТК «ИКТ в образовательном процессе. Из опыта работы учителей кустовых школ»

ВТК «Изучение и анализ проектных материалов по апробации ФГОС» - учителя начальных классов

«Информационные технологии в начальной школе» - Архирейская Л. Ю., учитель начальных классов МОУ «Новоалександровская СОШ»

Информационные технологии в начальной школе» - Архирейская Л. Ю., учитель начальных классов МОУ «Новоалександровская СОШ»

«Использование ИКТ в проектной деятельности на уроках немецкого языка» - Асташова Л. А., учитель немецкого языка МОУ «Дмитриевская ООШ»

Концепция государственного стандарта общего образования.

Инструктивно – методические материалы «Планируемые результаты освоения основных образовательных программ начального образования по отдельным учебным предметам»

Носова Л. Н., учитель нач. классов МОУ «Новоалександровская СОШ»

«Применение информационных технологий на уроках биологии» - Никульшина Т. В., учитель биологии МОУ «Красногвардейская СОШ»

Модель основной образовательной программы начального общего образования. Базисный образовательный план начальной ступени образования.

Голубева Л. П.., учитель нач. классов МОУ «Красногвардейская СОШ»

«Применение ИКТ на уроках математики» - Мелихова Н. В., учитель математики МОУ «Новоалександровская СОШ»

Примерная (базисная) программа по математике.

Примерная (базисная) программа по русскому языку.

Примерная (базисная) программа по литературному чтению.

Солонцова З. А., учитель начальных классов МОУ «Каменносарминская СОШ»

«Информационные технологии на уроках географии» - Объедков В. Н., учитель МОУ «Перевозинская ООШ»

Примерная (базисная) программа по окружающему миру.

Примерная (базисная) программа по технологии.Гавриленко Н. Г, учитель начальных классов МОУ «Дмитриевская ООШ»

«ИКТ в процессе обучения русскому языку и литературы» - Горбачева Т. Н., учитель русского языка и литературы «Новоалександровская СОШ»

Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования.

Ильина Л. И. – МОУ «Перевозинская ООШ»

«Использование ИКТ на уроках технологии» - Дивеева С. А., учитель технологии МОУ «Красногвардейская СОШ»

 

«Информационные технологии на уроках математики» - Никулина В. А., учитель математики МОУ «Дмитриевская ООШ»

 

4

Подведение итогов работы.

 

Развитие информационного пространства школы как фактор создания до-полнительных условий для обеспечения успешности интеллектуального разви-тия учащихся.

Качественное обучение школьников невозможно без использования современ-ных образовательных технологий, в том числе и информационных, поскольку пер-спективные методы обучения направлены на процесс интеллектуального, творче-ского и нравственного развития обучающихся, а их внедрение изменяет среду обу-чения, делая ее более гибкой, привлекательной и интересной.
         Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень организацию учебно - воспитального процесса в школе. Постепенно при-шло понимание следующих фактов:
 - компьютер – это дидактическое средство с весьма широкими возможностями, а также средство повышения эффективного труда педагогов;
- компьютер – универсальное средство применения информационных техноло-гий для обучения и воспитания детей;
 - ограничение применения компьютеров только преподаванием информатики – осознанный отказ от качественного более высокого уровня организации умственно-го труда детей;
- информационные технологии позволяют овладевать коммуникативной куль-турой, поскольку для современного информационного общества важно научиться работать с мультимедиа документами, создавать компьютерные презентации, полу-чать и передавать информацию, создавать и публиковать в Интернете WEB – сайты с информацией о себе или о своей организации (фирме).
Очевидно, что современный педагог должен быть компетентен в области ин-формационных технологий.
Поэтому для каждого учителя – предметника сегодня уже недостаточно просто ликвидировать свою компьютерную безграмотность, нужно идти дальше, используя все возможности ПК для проведения своих предметных уроков, для интеграции с другими предметами.
        Мониторинг среди педагогов нашего куста показал следующие ре-зультаты, которые свидетельствуют о положительной мотивации учителей к ис-пользованию ИКТ в учебном процессе. В частности 61 % убеждены в необходимо-сти использования ИКТ (4 уровень); 22 % указали, что есть желание использовать ИКТ в учебном процессе преимущественно при подготовке печатного материала к учебным занятиям.
Только 12 % отметили, что нет желания использовать ИКТ в учебном процессе, однако есть осознание отдаленных перспектив их внедрения (2 уровень), 5 % рес-пондентов выбрали параметр «не считаю нужным использовать ИКТ в учебном процессе» (1 уровень).
В целом же, есть осознание того, что использование возможностей ПК в своей производственной деятельности – это не инновационная деятельность, это реаль-ность сегодняшнего дня.
        Применение современных информационно-коммуникационных тех-нологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:
• обучающая функция в рамках классно-урочной системы в различных социаль-ных и культурных условиях, а также в самостоятельной, индивидуальной и учебно-исследовательской деятельности;
• функция, развивающая мотивацию, интересы, мышление, навыки учебно-познавательной деятельности;
• организационная функция, обеспечивающая обратную связь учащихся с пре-подавателем, индивидуальную траекторию обучения и на уроке, и во внеуроч-ной деятельности по выбранной тематике и по затраченному времени;
• контрольная и регулирующая функция (функция самоконтроля обучающихся и функция учительского контроля, мониторинг учебной деятельности за промежу-ток времени).
        Информационные технологии в деятельности педагогов используются в нескольких направлениях: использование готовых обучающих мультимедийных программ, создание презентаций к урокам, работа с ресурсами Интернет, работа и использование собственных программ.
Все это позволяет смоделировать образовательное пространство школы. В ча-стности, модель «Информатизация учебно – воспитательного процесса» может иметь следующую структуру:

 
        Отслеживая «Уровень владения ИКТ» среди педагогов нашего куста, можно сказать о средних результатах:
Уровень Характеристика %
1 Не умею работать на компьютере. 6
2 Знаю, как включить. Могу войти в меню и отыскать нужный файл. Могу печатать текст, использовать дискеты. Использую компью-тер для создания документов. 16
3 Умею включать в документ таблицы, строить диаграммы и графи-ки. 42
4 Использую приложения: Excel, Paint и другие. Постоянно исполь-зую компьютер в своей работе. Могу запустить любую обучаю-щую программу. Могу найти нужную информацию в Интернет. 36

4 уровень владения ИКТ в большей степени показан учителями Ново-александровской школы – 80 %; Дмитириевской школы – 52 %;
3 уровень – учителями Красногвардейской школы – 80 %, Перевозинской шко-лы – 70 %
         Оценивая «Частотность использования ИКТ в деятельности учите-лей», можно сказать, что в школах нашего куста более поставлена работа по созда-нию и применению приложения Paint (создание презентаций) – 61 % (высокий и средний уровни), использованию мультимедийных курсов СD – ROM – 61 % (высо-кий и средний уровни).
Невысокие результаты отмечаются в работе с ресурсами Интернет: 15 % - вы-сокий уровень, 44 % - средний уровень, соответственно 41 % - низкий уровень. При этом известно, что доступ к Интернет позволяет учителю получать возможность воспользоваться огромным количеством дополнительных материалов, позволяющих обогатить уроки разнообразными идеями и интересными упражнениями.
Мероприятия, проводимые с ИКТ, пока также не частотны: 14 % респондентов указали высокий уровень использования, 44 % - средний уровень и 42 % - низкий.
К сожалению, неактивно ведется работа по применению метода проекта, кото-рый является составляющей частью информационных технологий. Так, 72 % от чис-ла педагогов школ указали низкий уровень применения данной технологии.
№ п/п Характеристика Высокий уровень, % Средний уровень, % Низкий уровень, %
1 Использование CD 18 43 39
2 Интернет 15 44 41
3 Мероприятия с ИКТ 14 44 42
4 Создание презентаций 27 34 39
5 Применение проектной методики 5 39 72

Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что и педагогам, и адми-нистрации школ необходимо проанализировать полученные данные и определить дальнейшие перспективы развития в сфере использования информационных техно-логий.

        Методические аспекты проведения уроков с применением ИКТ.
Урок, где используется компьютер (мультимедийный комплекс + проектор, ин-терактивная доска) называют компьютерным уроком или урок с применением ИКТ.
Программные и технические средства, применяемые на уроке, вносят свою спе-цифику, способствуют совершенствованию традиционных методов обучения.
Традиционные
методы обучения Традиционные средства и их дидактические возмож-ности Совершенствование за счет при-менения программных и техни-ческих средств ИТ
Словесные: рас-сказ, беседа, объяс-нение, инструктаж Устное слово, печатное слово (учебники и учебные пособия, книги) Ведущее средство - живое слово, которое легко сочетается с другими средствами обу-чения. Позволяет в сжатые сроки обогатить память учащихся обобщенными на-учными знаниями. Подача текстовой информации с экрана, сообщение знаний (текст читает диктор программы). Воз-можность многократно повто-рить точно такое же содержа-ние. Гиперссылки позволяют найти быстро нужную информа-цию.
Наглядные: демон-страция, макета, де-монстрация трудо-вого приема или операции, экранная демонстрация Натуральные объекты, мо-дели, макеты, коллекции, таблицы, плакаты, схемы, иллюстрации, видеофиль-мы. Статичная демонст-рация с экрана. Наблюде-ние за неподвижными объ-ектами. Мультимедийный показ приемов и операций; виртуальное преоб-разование предметов в про-странстве и на плоскости; ви-зуализация процессов, невоз-можных для рассмотрения в ре-альных условиях Лучше усваива-ется учебная информация, так как привлекаются все органы чувств
Практические: уп-ражнение, практиче-ские и лабораторные работы Учебные задания для прак-тической работы Учебная практика при выполнении упражнений, практических и лабораторных работ Виртуальное практическое дей-ствие, плоскостное и простран-ственное моделирование объек-тов, автоматизация отдельных операций. Происходит логиче-ская обработка практического материала, уменьшается количе-ство организационных момен-тов
Методы контроля: устный и письмен-ный опрос, кон-трольная работа, са-моконтроль и само-оценка Тестовое или контрольное задание, вопросы и про-блемные ситуации Провер-ка хода и результатов ус-воения школьниками теоре-тического и практического учебного материала Машинный инструктаж и кон-троль. Быстрая и объективная оценка результатов. Оператив-ная самооценка и коррекция ре-зультатов
Преимущества мультимедийных технологий, по сравнению с традиционными, многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной про-верки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методиче-ских приемов в работе учителя. Дети с образным мышлением тяжело усваивают аб-страктные обобщения, без картинки не способны понять процесс, изучить явление. Развитие их абстрактного мышления происходит посредством образов. Мультиме-дийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося це-лостную картины процессов и явлений, интерактивные модели дают возможность самостоятельно "конструировать" процессы, исправлять свои ошибки, самообучать-ся.
         Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового, закрепление, кон-троль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктив-ный, частично-поисковый и другие. Но направленность на оперативную обратную связь с пользователями, принципиальная избыточность информации и возможность выстраивания индивидуальной образовательной траектории в информационной сре-де электронного дидактического средства обучения меняют и понимание современ-ного учебного предмета как дидактического феномена, и его структуру, и дидакти-ческие функции. Таким образом, современный мультимедийный урок - это переход-ная форма от традиционного обучения к открытому образованию.
Могут оставаться прежними формы проведения занятия: лекция, практическое занятие, групповое упражнение, семинар. Однако в корне меняются приемы и со-держание их проведения, которым присущи такие свойства как проблемность, на-глядность, эмоциональность, высокая активность, наличие игровой ситуации.
В связи с этим, можно предложить использование следующих разновидностей проведения занятий: проблемная лекция, лекция-консультация с использованием динамических и статических компьютерных слайдов, семинар-диспут, семинар – компьютерный практикум, деловая игра с моделированием на компьютере нештат-ных ситуаций, самостоятельное программирование с использованием.
    На уроке можно использовать следующие методические приемы:
1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс, остановить кадр и предложить продолжить даль-нейшее протекание процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала можно: заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать ло-гические связи.
5. Электронные домашние задания. Например, составить текст к иллюстрации, картинке, мини-проект «Галерея писателей», выбрать полюбившиеся стихи, оз-вучить, подобрать картинное изображение. Можно предложить найти 3 – 5 сай-тов, где дается оценка какой-либо проблеме, личности, рецензия на текст, про-анализировать данный материал и дать оценку; сформировать галерею образов Ивана Грозного, сопоставить, сравнить, найти общее и различие. Учащиеся так-же могут готовить самостоятельно презентации, буклеты.
Методические рекомендации:

1. Используя готовые программные продукты, накапливать самостоятельные ресурсы, дидактические материалы из Интернет. Следует формировать банк ресур-сов по предметам.
2. Уроки с применением ИКТ следует планировать в начале года, просмотрев имеющиеся ресурсы и отмечая в календарно-тематическом планировании. Это по-зволит составить график использования кабинетов, где есть компьютерная техника. Достаточно проведение мультимедийного урока одного раза в неделю.
3. Согласовывать проведение урока заранее, проверять исправность техники, компьютерных дисков.
4. Составляя план урока, продумывая содержательный аспект, следует опреде-лить хронометраж (продолжительность) каждого урока: прописать в плане поми-нутно каждый этап.
5. Уроки с ИКТ позволяют увеличивать объем работы, поэтому следует проду-мывать дополнительный материал.
6. Использовать ИКТ на отдельных этапах: работа с тестом, показ видеофраг-ментов (опыт, сюжет фильма), проверка ЗУН (тестирование, картинный диктант и прочее).
7. Учитывать психологические особенности детей: теряется активность, внима-ние учащихся на с 15 по 20 минуты, с 30 по 35. Здесь как раз и можно вставить де-монстрационный материал.
8. При проведении уроков с ИКТ соблюдать здоовьесберегающий принцип обу-чения: проводить физминутки, гимнастику для глаз.
9. Необходимо оценивать целесообразность, эффективность компьютерного урока по отношению к традиционному.
Главное, оптимально и органично вводить новые технологические средства в традиционный урок, придавая ему зрелищность, эмоциональную окраску, не сломав при этом его годами выверенную логическую структуру.

Выводы:

Информационные технологии:
• положительно влияют на качество знаний учащихся;
• повышают качество образования за счет наглядности, усиление междисцип-линарных связей, программных средств, позволяющих моделировать, экспе-риментировать, исследовать;
• отрабатываются новые формы взаимоотношений между учителями и учащи-мися;
• преодолевается психологический барьер в отношении к компьютерной техни-ке и применению ее самым широким образом в практике работы;
• внимание учителей сосредотачивается на формировании у учащихся творче-ской, активной учебной деятельности;
• воспитывается информационная культура учащихся и педагогов.

 

Зам. директора по УВР Ушакова И. В

Категория: Январские педчтения | Добавил: Sviridova (15.10.2009)
Просмотров: 2016 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3  
на официальном веб-сайте собран огромный ассортимент умных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1072.html - зарегистрироваться триколор тв личный кабинет

2  
тут на интернет-ресурсе собран большой выбор интересных статей про http://ublaze.ru/forum/ftopic1149.html - ресивер триколор full hd 9303

1  
на вышеприведенном интернет-сайте собран огромный ассортимент интересных статей про http://medbaz.com/pages-more-415.html - высокий гемоглобин у мужчин.

Имя *:
Email *:
Код *: