Главная » Статьи » Методическая работа » Развитие критического мышления через чтение и письмо |
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разрабо-тана в конце XX века учеными и преподавателями университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являлись членами консорциума «За демократическое образова-ние».
Возможные ответы: «человек, который ничего не принимает на веру»; «поиск недостатков, недочетов»; «человек, который излишне сосредоточен на недостатках, на пробелах в ин-формации»; «человек, который умеет анализировать предлагаемые сведения и не удовле-творяется одним источником информации; недоверчивость человека». Такое пояснение соответствует ментальности русскоязычного человека. В российской образовательной традиции данный термин связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но и со стороны ученика. Что же такое критическое мышление как педагогический термин?
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабаты-вать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику. Критическое мышление – это не негативность суждений или критика, а ра-зумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на КМ предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контек-сте учебной программы. Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в интерактивный процесс. Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
- образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала; - культуры письма: формирование навыков написания текстов различных жанров; - информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности; - социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание. Чтобы наглядно увидеть разницу между обычным мышлением и критическим, обратимся к рассказу В. Осеевой «Синие листья» (Приложение № 1)
Вроде бы все в рассказе ясно – речь идет о жадности, о некотором роде вредно-сти. Вместе с автором (и с героем рассказа – учителем) мы с чувством справедливо-сти осуждаем поведение школьницы – владелицы карандаша. Нас к этому прямо подводит сюжет. Если в классе и найдется ученик, который будет задавать критические вопросы: «А что – больше ни у кого не было зеленого карандаша?» или «А почему синие ли-стья – это плохо?», то ему ответят что-то вроде: «Ну, ты разводишь демагогию!», «Ты слишком фиксируешься на деталях, а не видишь главного»… Между тем, внимательный, критичный настрой при чтении текста позволяет выявить такие факты, которые не сразу видны. Девочка попросила карандаш в дос-таточно невежливой форме (без волшебного слова «пожалуйста»), поэтому ответ подруги мог быть вызван именно таким обращением. Ситуация, описанная в рассказе, действительно максимально упрощена до трех активных и одного пассивного персонажа (брата), что исключает возможность рас-смотрения других вариантов решения проблемы (попросить у других и так далее). Критическое мышление помогает увидеть в тексте иные уровни, которые могут привести школьника к выводу о том, что этот рассказ не только о жадности, но и о неумении общаться, о том, что негативные цели, как бы праведно они не выглядели, не приводят к позитивному результату: учитель ведь тоже не решил проблему, хотя последнее слово и осталось за ним. Как правило, педагог, работая с сюжетным текстом, больше сосредоточен на развитии у детей умения пересказать текст своими словами, выделить главную мысль (причем одну) и ответить на вопрос: «О чем собственно текст?». Критическое осмысление текста подразумевает размышления над вопросами: «С помощью каких средств выражения автор вызвал у нас те или иные чувства?», «Почему проблема, поднятая в рассказе, касалась именно девочек, а не мальчиков или кого-то другого?», «Почему рассказ был построен именно таким образом?». Опыт использования технологии РКМЧП показывает, что при определенных усло-виях дети уже второго класса вполне могут проявлять критическое мышление. Особенности концептуала
Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождает-ся в процессе обучения. Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диало-говый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми. Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамиче-ских парах и группах. Технологический аспект В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Третья стадия – «рефлексия» - размышления. Значение стадии «рефлексия» - происходит выведение знания на уровень пони-мания и применения. Идет рефлексия своего процесса учения. Необходим живой обмен идеями. Выражение информации своими словами (в письменной или устной форме) позволяет лучше понять и принять ее. Если посмотреть на три описанные стадии с точки зрение традиционного урока, то очевидно. Что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более при-вычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опы-та и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном урок – это закре-пление материала, проверка усвоения.
| |
Просмотров: 7830 | Рейтинг: 1.7/3 |
Всего комментариев: 0 | |