Главная » Статьи » Методическая работа » Развитие критического мышления через чтение и письмо

семинар – практикум Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разрабо-тана в конце XX века учеными и преподавателями университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являлись членами консорциума «За демократическое образова-ние».
Американцы модифицировали идеи свободного воспитания и творческого са-моразвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтес-сори), деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н. Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи (А.В. Ху-торской) эвристического обучения и довели их до уровня технологии.
Технология РКМЧП является новой в российской дидактике, появилась и рас-пространяется с 1997 года, ее используют педагоги Москвы, Санкт - Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Новосибирска. М. О. Чошанов, разработчик техноло-гии проблемно-модульного обучения, пришел к выводу, что она продуктивна лишь тогда, когда школьник обладает критическим мышлением.
Таким образом, сторонников ТРКМЧП достаточно много.
Уважаемые коллеги, проведем небольшой ассоциативный эксперимент. Что представляете вы, когда слышите словосочетание «критическое мышление»?

 


Возможные ответы: «человек, который ничего не принимает на веру»; «поиск недостатков, недочетов»;
«человек, который излишне сосредоточен на недостатках, на пробелах в ин-формации»;
«человек, который умеет анализировать предлагаемые сведения и не удовле-творяется одним источником информации; недоверчивость человека».
Такое пояснение соответствует ментальности русскоязычного человека.
В российской образовательной традиции данный термин связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения, причем не только со стороны учителя, но и со стороны ученика.
Что же такое критическое мышление как педагогический термин?
Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабаты-вать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику.
Критическое мышление – это не негативность суждений или критика, а ра-зумное рассмотрение разнообразных подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на КМ предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контек-сте учебной программы.

Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в интерактивный процесс.
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
 - образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;
 - культуры письма: формирование навыков написания текстов различных жанров;
 - информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
 - социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Чтобы наглядно увидеть разницу между обычным мышлением и критическим, обратимся к рассказу В. Осеевой «Синие листья» (Приложение № 1)
Вроде бы все в рассказе ясно – речь идет о жадности, о некотором роде вредно-сти. Вместе с автором (и с героем рассказа – учителем) мы с чувством справедливо-сти осуждаем поведение школьницы – владелицы карандаша. Нас к этому прямо подводит сюжет.
Если в классе и найдется ученик, который будет задавать критические вопросы: «А что – больше ни у кого не было зеленого карандаша?» или «А почему синие ли-стья – это плохо?», то ему ответят что-то вроде: «Ну, ты разводишь демагогию!», «Ты слишком фиксируешься на деталях, а не видишь главного»…
Между тем, внимательный, критичный настрой при чтении текста позволяет выявить такие факты, которые не сразу видны. Девочка попросила карандаш в дос-таточно невежливой форме (без волшебного слова «пожалуйста»), поэтому ответ подруги мог быть вызван именно таким обращением.
Ситуация, описанная в рассказе, действительно максимально упрощена до трех активных и одного пассивного персонажа (брата), что исключает возможность рас-смотрения других вариантов решения проблемы (попросить у других и так далее).
Критическое мышление помогает увидеть в тексте иные уровни, которые могут привести школьника к выводу о том, что этот рассказ не только о жадности, но и о неумении общаться, о том, что негативные цели, как бы праведно они не выглядели, не приводят к позитивному результату: учитель ведь тоже не решил проблему, хотя последнее слово и осталось за ним.
Как правило, педагог, работая с сюжетным текстом, больше сосредоточен на развитии у детей умения пересказать текст своими словами, выделить главную мысль (причем одну) и ответить на вопрос: «О чем собственно текст?».
Критическое осмысление текста подразумевает размышления над вопросами: «С помощью каких средств выражения автор вызвал у нас те или иные чувства?», «Почему проблема, поднятая в рассказе, касалась именно девочек, а не мальчиков или кого-то другого?», «Почему рассказ был построен именно таким образом?». Опыт использования технологии РКМЧП показывает, что при определенных усло-виях дети уже второго класса вполне могут проявлять критическое мышление.
Особенности концептуала
Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождает-ся в процессе обучения.
Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диало-говый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.


Особенности организации
Технология РКМЧП – надпредметная, проникающая: синтез идей и методов русских отечественных технологий: коллективных и групповых способов обучения, технология сотрудничества, развивающее обучение.
Технология РКМПЧ предлагает систему конкретных методических приемов, которые могут быть использованы в различных предметных областях (филология, математика, естествознание).
Технология РКМ применима для учащихся разных возрастных групп (началь-ная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации).

Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А.Г.Ривина – В.К.Дьяченко, так как основой является работа учащихся в динамиче-ских парах и группах.
Широко применяются различные комбинации этих форм («крест», «зигзаг» и т.п.).
Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Учащемуся надо освоить свой текст, выработать собственное мнение, выразить себя ясно, доказательно, уверенно. Чрезвычайно важно умение слушать и слышать другую точку зрения, понимать, что и она имеет право на существование.
Роль учителя, в основном, координирующая.
Популярным методом демонстрации процесса мышления является графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотношения между идеями, показывают учащимся ход мыслей. Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.
 

Технологический аспект

В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий).
Первая стадия – «вызов». Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:
 - актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
 - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учеб-ной деятельности;
 - побудить ученика к активной работе на уроке и дома
На данном этапе определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целена-правленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные са-мостоятельно, более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.
Вторая стадия – «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происхо-дит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, ос-мысленная.
Стадия позволяет ученику:
 - получить новую информацию;
 - осмыслить ее;
 - соотнести с уже имеющимися знаниями
Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, со-ставление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
Главная задача стадии «осмысления» – поддержать активность, интерес и инер-цию движения, созданную во время стадии «вызова». В этот момент учащиеся соз-нательно увязывают новое с уже известным. На этой стадии осуществляется крити-ческий и сравнительный анализ и синтез.

Третья стадия – «рефлексия» - размышления.
На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
Здесь основным является:
 - целостное осмысление, обобщение полученной информации;
 - присвоение нового знания, новой информации учеником;
 - формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому ма-териалу

Значение стадии «рефлексия» - происходит выведение знания на уровень пони-мания и применения. Идет рефлексия своего процесса учения. Необходим живой обмен идеями. Выражение информации своими словами (в письменной или устной форме) позволяет лучше понять и принять ее.

Если посмотреть на три описанные стадии с точки зрение традиционного урока, то очевидно. Что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более при-вычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опы-та и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном урок – это закре-пление материала, проверка усвоения.
В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержат методические приемы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности. Их достаточно много, с отдельными методическими приемами вы познакомитесь в процессе открытых уроков и педагогического практикума.

 

 


 

Категория: Развитие критического мышления через чтение и письмо | Добавил: Sviridova (15.10.2009)
Просмотров: 7381 | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: