Главная » Статьи » Методическая работа » семинар-практикум по технологии ТРИЗ

ТРИЗ – педагогика как способ развития

История вопроса.
ТРИЗ - педагогика как научное и педагогическое направление сформировалось в нашей стране в конце 80 – х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная инженером и исследователем Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Ученый начинает работу над созданием научной технологии творчества для решения задач технического плана в 1946 году.
Первая публикация о ТРИЗе прошла в журнале «Вопросы психологии» в 1956 году.
А в 1989 году образована международная Ассоциация ТРИЗ. Тогда же на рынке появился программный продукт «Изобретающая Машина», который базировался на некоторых аспектах ТРИЗ – технологии и помогал инженерам решать их профес-сиональные проблемы.
Программный продукт «Изобретающая Машина» переведен на английский язык и впоследствии приобретен такими фирмами как «Форд», «Проктор энд Гэмбл», «Моторола», «Samsung».
Известная корейская фирма LG приглашала специалистов и бывшего СССР для создания у себя учебных центров.
Сегодня с помощью ТРИЗ придумываются сценарии фильмов, сюжеты для те-лепередач, фантастические персонажи в литературе. ТРИЗ успешно применяется в различных областях бизнеса, менеджмента. Четче прослеживается факт применения ТРИЗ в инженерных науках, где данная теория хорошо себя зарекомендовала. Без ТРИЗ мы бы не насладились многими изобретениями, без которых уже немыслима наша жизнь – микроволновая печь, DVD, проигрыватели, мобильная связь.
Таким образом, стало ясно, что инструментарий ТРИЗ, те закономерности, на которых теория основана, позволяет использовать данную технологию в разных об-ластях, в том числе и педагогике. Более десяти лет накапливается интересный опыт использования ТРИЗ для развития мышления детей разного возраста.
Что побудило ученого заняться новейшими разработками? (видео)
Итак, для решения любой задачи требуется большое количество времени. Ме-тод «проб и ошибок» неэффективен.
Как же без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильные решения проблемы?
Чтобы облегчить муки поиска вариантов решений, Альтшуллером и была при-думана теория изобретательских задач - ТРИЗ.
Особенности ТРИЗ – педагогики, основная цель технологии.
В основе используемых в ТРИЗ – педагогике средств изначально лежит про-блемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском обучении» перед учащимися не только ставятся проблемы, но и предлагаются инструменты для их решения.
ТРИЗ – педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспи-тание креативной (творческой) личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.
Основные принципы ТРИЗ - педагогики:
1 Принцип свободного выбора.
Формулировка: в любом обучающем или управляющем действии предостав-лять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда урав-новешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Примеры свободного выбора: Шаталов задает ученикам много задач, и они са-ми выбирают для решения любые из них; у Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должная написать на доске.
2. Принцип открытости.
«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. Этот афоризм ярко де-монстрирует суть данного принципа. Печально, если выпускник говорит, что он знает химию, литературу, физику. Он не знает главного: он не знает, чего он не знает.
Формулировка: не только давать знания, но и еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемо-го курса.
Не сумма уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов – главное достояние школьников! Единственный и симпатичный вид жадности - жад-ность к познанию и саморазвитию.
И еще один момент. В школе решают так называемые «закрытые» задачи, те есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт В ….), строгий алгоритм реше-ния, единственно верный ответ. Жизнь же ставит перед человеком открытые задачи, имеющие размытое условие, (как найти себе работу? как увеличить прибыль пред-приятия?), разные пути решения, набор вероятных ответов.
Формулировка: использовать в обучении открытые задачи.
Примеры открытых вопросов и творческих задач.
Задача «Про ежа и яблоко».
С детства знакомая картинка: ёж, несущий на своих иголках яблоко. Куда и за-чем он его несёт? Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насеко-моядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И, наконец, было замечено, что из множе-ства яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам?
Задача «Охота морского дьявола».
Рыба морской дьявол обитает в морских глубинах и охотится, не двигаясь. Как ей это удается? За какое время она может проглотить жертву?
Задача «Бегущая по волнам».
С какой скоростью должна бежать эта элегантная девушка по воде, чтобы она могла держать на поверхности?
Такие задачи имеют «открытое» условие, то есть в нем есть неопределенность, как и в любой жизненной ситуации. Имеется несколько путей решения и не единст-венно возможный контрольный ответ.
3. Принцип деятельности.
Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это дея-тельность».
Формулировка: освоение учениками знаний, умений, навыков организовывать в форме деятельности.
Знание должно стать инструментом, а не залежами ненужного сырья на задвор-ках интеллекта, ученик должен с ними работать. Пока проверкой знаний считается бойкий ответ-пересказ в режиме фонографа, пока изучение и повторение осуществ-ляется в режиме заучивания, школа работает на 90 % в холостом режиме.
Работать со знаниями – применять, искать условия, границы применимости, преобразовывать, расширять, дополнять, находить новые связи и соотношения, рас-сматривать в разных моделях и контекстах.
4. Принцип обратной связи.
Формулировка: регулярно контролировать обучение с помощью развитой сис-темы приемов обратной связи.
Учитель на уроках отслеживает настроение учеников, степень заинтересован-ности, уровень понимания.
5. Принцип идеальности (высокого КПД).
Идеальность – одно из ключевых понятий теории изобретательских задач.
Экономистам знаком принцип рентабельности инженерам - принцип повыше-ния коэффициента полезного действия. Суть всех принципов заключается в сле-дующем: любое наше действие характеризуется не только получаемой от него поль-зой, но и затратами на него – затратами сил, нервов, времени, денег. Идеальность действия выше, чем больше пользы и меньше затрат.
Формулировка: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в про-цессе образования.
Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего и управляющего действия.
Идеал в работе учителя – чтобы учитель не уставал, не вырабатывался при са-мой высокой эффективности своего труда! Вероятно, это не достижимо, но стре-миться к этому надо.


Методы активизации мышления.
1 Метод фокальных объектов.
2. «Мозговой штурм».
3. Системный оператор.
4. Морфологический анализ.
5. Метод контрольных вопросов.
6. Синектика.

Метод фокальных объектов.
Позволяет по-новому взглянуть на объект, который хорошо знаком. Назначение метода – преобразование заданного объекта, находящегося в «фокусе» внимания (отсюда и название), через установление ассоциативных связей с признаками других объектов «случайными».
Пример:

Подобрать определения к словам «обезьяна», «окно». С получившимися опре-делениями составить словосочетания, например, «шустрая лейка». Нарисовать эту «шуструю лейку».
В результате такого фантазирования получился объект, обладающий необыч-ными свойствами.
Обязательным является анализ практического применения полученных проек-тов: «А где можно использовать такой объект? Для чего он может понадобиться? Чем новый, усовершенствованный объект лучше прежнего?». Подобный анализ по-зволяет избегать «фантазирование ради фантазирования» и приучает учащихся к осмысленности и целенаправленности при создании нового.
«Мозговой штурм».
Наиболее известный и широко применяемый метод генерирования новых идей – метод «мозгового штурма», предложенный американским ученым А. Осборном. Суть метода – совместный поиск вариантов решения проблем преимущественно на основе интуиции с последующей экспертизой идей, при этом поощряются неожи-данные и фантастические предложения. Метод активизирует ассоциативные спо-собности человека. В результате использования метода «мозгового штурма» у школьников появляется желание обсудить какую-либо идею с другими, в речи школьников активно появляются слова «Давай подумаем вместе…», «А как сделать, чтобы…», «Что произойдет, если…».
Разновидности «мозгового штурма»: групповой метод решения задач, конфе-ренция идей, массовая «мозговая атака».
Системный оператор.
Систематизация осуществляется с помощью таблицы, которая носит название «системный оператор». Минимальная модель – девять экранов.
6 3 9
4 1 7
5 2 8
1 окно – сам объект его функция
2 окно – части объекта (подсистема)
3 окно – окружение объекта (надсистема)
4 окно – прошлое объекта по выполняемой функции
5 окно – части объекта в прошлом
6 окно – место функционирования в прошлом
7 окно – перспективы развития объекта (будущее)
8 окно – части объекта в будущем
9 окно – место объекта в будущем
6
детский сад 3
школа 9
ВУЗ
4
дошкольник 1
ученик 7
студент
5
детские вещи 2
школьная форма 8
униформа

Морфологический анализ.
Метод базируется на определении множества атрибутов объекта, развивает комбинаторные умения, дает возможность получать большое количество вариантов ответов рамках заданной темы, создает условия для оценки полученных идей.
(Комбинаторика – раздел дискретной математики, изучающий всевозможные сочетания и расположения предметов).
Данный метод предполагает составление таблицы, которая так и называется «морфологической».
Пример:
Голова Туловище Ноги Хвост Особенности
Корова
Козел
Кошка
Свинья
Петух
Таблица заполняется рисунками (части животных), затем можно провести ли-нию, составить новое животное, например, с головой петуха, туловищем свиньи, но-гами кошки, хвостом козла, особенностями коровы. Получается странное животное, надо придумать ему название, попробовать сочинить рассказ посредством приема «системный оператор».
6 3 9
4 1
новое животное 7
5 2 8
А. А. Гин, один из руководителей педагогической лаборатории по изучению и внедрению ТРИЗ - педагогики, разработал конструктор урока (в теории изобрета-тельства подобную таблицу называют морфологической). Приложение № 1
Метод контрольных вопросов.
Предполагает разработку типового вопросника «расшатывающего» стереотип-ные взгляды на предмет усовершенствования.

Синектика
В основе метода лежит использование различных аналогий: прямой, личност-ной (эмпатии), символической, фантастической.
При использовании прямой аналогии происходит перенос решения из другой области знаний (сосульки – морковки; подсолнух – солнце).
Применяя личностную аналогию (эмпатию), человек должен «вжиться» в образ изменяемого объекта на основе полученных чувственных ассоциаций, предложить решение проблемы (пересказ от лица героя; игры «Стань волшебником, куклой, зон-тиком…»).
Ярким примером метода синектики является лингвистическая сказка Л. Петру-шевской «Пуськи Бятые». Представьте, о чем рассказывается в этой сказке.

Итак, мы рассмотрели основные концептуальные положения ТРИЗ – педагоги-ки (принципы и методы), целью которой является формирования сильного мышле-ния и воспитание креативной (творческой) личности, подготовленной к реше-нию сложных проблем в различных областях деятельности.













Подведение итогов.
Результаты работы в группах (резюме и морфологическая таблица).
Задание № 1.
Составьте резюме по вопросам, отражающих Ваше отношение к проведен-ному семинару (можно писать резюме к уроку, учебному предмету; обычно в практике резюме пишется раз в неделю или в месяц).
1. Что нравится в ТРИЗ – педагогике?
2. Что не нравится в ТРИЗ – педагогике?
3. Будете ли Вы использовать в своей педагогической деятельности данную тех-нологию?
4. Что может Вам помешать?
5. Поставьте отметку проведенному мероприятию по 10 – балльной системе. Обоснуйте ее.
6. Оцените свою деятельность на семинаре по 10 – балльной системе. Обоснуй-те ее.
Задание № 2.
Заполним морфологическую таблицу.
прошлое настоящее будущее
6
Инженерная
отрасль 3
Педагогическая
технология
развивающего обучения,
личностно – ориентиро-ванная 9
Инновационная деятель-ность педагогов
4
Программный продукт
«Изобретающая Машина» 1
ТРИЗ
7
Применение
ТРИЗ - технологии
5
Методы и приемы, помо-гающие решать профес-сиональные задачи техни-ческого плана 2
Методы и приемы
педагогической техники, дидактика 8
Активное использование известных методов и прие-мов педагогической тех-ники, собственные разра-ботки


Значимость применения ТРИЗ – педагогики?
ТРИЗ позволяет решить воспитательные, образовательные и развивающие задачи:
1. Воспитательные:
- формирование правильного отношения к миру у учащихся, основ анализа действительности;
- развитие самостоятельности, уверенности в своих силах;
2. Образовательные:
- повышение уровня общей образованности учащихся;
- формирование положительного отношения к учебному предмету;
- умение анализировать и решать изобретательские, практические и социаль-ные задачи;
- целенаправленное развитие системно-диалектического мышления;
3. Развивающие:
- развитие внимания, памяти, логики и интеллекта в целом;
- развитие творческой способности (беглости, гибкости, оригинальности мыш-ления);
- развитие речи;
- умение анализировать, синтезировать, комбинировать;
- развитие творческого воображения
Использование ТРИЗ - технологии повышает уровень профессионализма и ком-петентности самого педагога.
Нельзя снабдить учителя готовыми решениями в быстро меняющемся мире, по-является необходимость в учителе-исследователе.
Учитель должен быть готов к любым изменениям. Прогнозируют, что нашим молодым учителям в течение профессиональной карьеры придется принять и потом отказаться от 2 – 3 образовательных парадигм. Поэтому требуемое качество учителя – открытость к инновациям.
Необходимым качеством учителя также выступает саморазвитие: способность к рефлексии, самооценке, выдвижению новых планок достижения, осуществлению намеченного.
Рекомендации:
1. Изучить рекомендуемую литературу по технологии ТРИЗ.
2. На МО учителей – предметников рассмотреть возможности педагогической техники ТРИЗ - РТВ.
3. Использовать основные принципы, методы и дидактические приемы, способ-ствующие развитию сильного мышления и креативности учащихся, в практике обу-чения и воспитания.
4. При проведении единого методического дня в апреле 2009 года запланиро-вать показ уроков с применением технологии ТРИЗ.
Категория: семинар-практикум по технологии ТРИЗ | Добавил: Sviridova (15.10.2009)
Просмотров: 7517 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: